Сорока-ворона кашу варила. Невероятное количество вариантов потешки. Конспект проведения пальчиковой игры «Сорока-сорока» во второй младшей группе Сорока ворона игра с новорожденным

Потешку » Сорока ворона кашу варила » знают, конечно, все. Ведь и нам с вами, когда мы были маленькими, мама водила по ладошке пальчиком и приговаривала «сорока ворона кашку варила, деток кормила». Не знаю, как вам, а мне всегда было жалко этого последнего птенца, которому ничего не дали. Вот такое у меня в детстве было понятие о справедливости 🙂

Но ведь кроме «морально-воспитательной», у этой потешки есть ведь еще и другая практическая задача, правда? В «стандартных» вариантах потешка «Сорока ворона кашу варила» является одной из для малышей. Сначала мы водим пальцем по ладошке ребёнка — «варим кашу». Потом начинаем «кормить» персонажей потешки, при этом загибая пальчики ребенка по очереди. Такие пальчиковые игры-потешки очень полезны для развития речевого аппарата и мелкой моторики рук у малышей.

Сегодня мы познакомим вас ну просто с огромным количеством вариантов известной потеки про Сороку-ворону и ее деток. Ну, начали!

Первый вариант текста «»

(Водим пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка).

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила

(загибаем мизинчик) Этому дала,

(загибаем безымянный палец) Этому дала,

(загибаем средний палец) Этому дала,

(загибаем указательный палец) Этому дала,

(держим большой палец и НЕ загибаем его) А этому не дала:

«Ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал: ты каши не получишь!» (и тут грозим своим указательным пальцем большому пальчику малыша)

Следующий вариант потешки «Сорока ворона кашку варила» помогает малышам запомнить первые пять цифр счета.

Сорока — белобока
Кашку варила,
Ребяток кормила:
Первому дала,
Второму дала
Третьему дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Жирный, толстый, ленивый,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Не будет тебе кашки!

Следующий вариант потешки «Сорока ворона кашу варила» позволит малышам не только тренировать мелкую моторику рук, но и запомнить названия своих пальчиков.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:
«Этот — пальчик большой – воду носил,
Этот — пальчик указательный – дрова колол,
Этот — пальчик средний – печку топил,
Этот — пальчик безымянный – кашу варил.
А этот – мизинчик – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Ты кашу и не получишь!»

Следующий вариант очень похож на «классический».

Сорока ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

В следующем объясняется подробно, почему не стоит кормить пятого птенца:

Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,

И третьему дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

Следующий вариант простой и лаконичный. Для «ленивых».

Сорока ворона
Кашу варила,
Детей манила,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

В следующем варианте потешки «Сорока ворона кашу варила» на сцене появляются гости. Точнее, «почти» появляются. Они не приходят, и только поэтому несъеденное ими достается деткам.

Срока ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

А в следующих двух вариантах речь о детках уже вообще не идет. Их вороне заменяют гости.

Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

Ну и в заключение — совсем непонятный вариант потешки «Сорока ворона»

рока, сорока,

На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят

Вот такие похожие и в то же время разные варианты! А вам какой-нибудь из них понравился? Или, может, вы еще какой-нибудь знаете?

Как и обещал, рассказываю о многовековой помощнице в становлении речи малышей. Еще древнегреческий философ Анаксагор писал:

«Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Так как же надо правильно играть в «Сороку»? Древнюю и незаслуженно забытую игру — комплекс упражнений, массажа пальцев, кисти ребёнка.

Взрослый садится напротив ребенка, чтобы тот видел его лицо и губы, берет ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка:

- Сорока, сорока, сорока-белобока! Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
Этому дала (загибаем мизинец),
А этому не дала (загибаем большой палец)

Ты воды не носил, ты кашу не варил!:)

Сорока, сорока, сорока – белобока,
Кашку сварила, гостей скликала,
На порог скакала, гостей смотрела.
Гости услыхали, быть обещали.
Гости – на двор, кашицу – на стол.
Этому на блюдечке, этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке, этому – поскрёбушки.
А этому – нет ничего.

Ты дров не рубил, ты печку не топил!
Ты воды не носил, ты кашу не варил!

Гости поели, сороке спасибо сказать велели, Шувы! Полетели,
И на головку (называется имя ребенка) сели.

Ручки ребёнка поднимают и кладут на головку (психологический якорь, закрепление услышанного):

Движения пальцев взрослого, сопровождающие «потешку», следующие:

  1. Сначала водят большим пальцем по ладошке ребенка. Каждое слово сопровождается легким нажимом на ладонную поверхность кисти малыша. Направление движения от большого пальца к мизинцу.
  2. При перечислении каждого из «участников» приготовления каши загибают пальчики, перебирая их и массируя каждый снизу вверх по одному.
  3. Начинают загибать пальчики малыша с мизинца, так как необходимо, чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец был сверху. Важно, чтобы ребёнок научился держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.

Когда же начинать такие игры упражнения, спросите вы?
А почему бы мамам не начать играть в «Сороку» с малышом прямо с рождения? Только для начала крупно напишите ее текст и повесьте перед глазами, чтобы текст был один и тот же. Потом вы поймете для чего его надо повторять именно в этой последовательности и с этими словами, по возможности не допуская вариаций.

Ребёночек рождается с рефлексами, один из которых так и называется «хватательный». Вложите указательный палец или карандаш ребёнку в ладошку, он крепко ухватится за них. Малыш уже способен долго не выпускать из рук предмет. По мере роста и созревания, примерно к 4-иу месяцу жизни, этот рефлекс переходит в осознанный навык «брать» и «отпускать».
Получается, что наши пра-пра- прабабушки, «Сорокой», варившей кашу для птенцов, учили малыша поскорее раскрыть ладошку, для познании окружающего мира путем тактильного осязания. Они заметили, а теперь это доказано учеными, что чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Время идет, малыш растёт дальше. Игрушки ребёнок может брать в руку, тащить в рот. Теперь самое время научить его правильно захватывать предметы, надо постараться, чтобы большой палец малыша противостоял остальным. Как раз здесь берут начало навыки правильного письма, навык удерживания карандаша или ручки. А теперь еще раз вспомним, о большом пальце из «Сороки»:

Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил.

И укладывается большой палец сверху всех остальных, чтобы расслабить его и вывести его из-под остальных пальцев маленького. А теперь вспомните о понятии коллектива и судьбе одинокого путника. Ничего вам это не навеяло? Кроме обучения правильного сжимания пальчиков в кулак, малыш исподволь получает азы социального воспитания. Все вместе, в кулачке, мы становимся той силой, которая может сварить кашу и накормить гостей, пускай это только воображаемая птичка. Не бросайте играть в «Сороку-белобоку», пусть она растёт вместе с малышом. Если сначала мама играла с ладошкой малыша, сгибая и разгибая пальчики, то с возрастом роль ребёнка становится активней. От мамы требуется произносить слова потешки, а ребенок уже сам двигает пальчиками. Став старше, ребёнок становится «режиссером и актером» этой игры. И пальчики у него уже превращаются в разных персонажей, он растирает их, массирует, сгибает и разгибает, координируя движения, мелкую моторику.
Такая гимнастика пальчиков оздоровляет и тонизирует организм малыша. Влияя на рефлексогенные зоны кисти ребёнка, действует на внутренние органы. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца нормализует состояние желудка, среднего - кишечника, безымянного - печени и почек, мизинца - сердца.

Регулярные пальчиковые упражнения или «СОРОКА БЕЛОБОКА» по 3-4 раза в день, улучшат умственные способности ребенка, снизят эмоциональное напряжение, улучшат работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, разовьют координацию движений, силу и ловкость рук, поддержат жизненный тонус не только малыша, но и его мамы или папы, которые поняли смысл этой древней, с первого взгляда бессмысленной, но такой полезной для маленького человека игры.

Будьте настойчивы и терпеливы, не жалейте времени и любви к малышу и у Вас все получится! Это говорю Вам я – доктор Бубнов.

Патимат Юнусова
Конспект проведения пальчиковой игры «Сорока-сорока» во второй младшей группе

Пальчиковая игра «Сорока- сорока »

Цель : Учить детей запоминать, проговаривать отдельные слова. Закрепить осенние признаки. Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать любознательность, интерес к живому.

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

А что бывает осенью? (Листья на деревьях желтеют и падают)

А когда много листьев падает как мы называем это явление? (Листопад)

Как люди одеваются осенью? (Тепло)

Что мы собираем с огорода? (Овощи)

Правильно, ребята,а что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края)

Да, ребята, перелетные птицы улетают в теплые края, а есть птицы, которые остаются с нами зимовать. Как мы их называем? (Зимующие)

У нас сегодня в гостях одна зимующих птиц, а кто эта вы узнаете, если отгадаете загадку.

Что блестит, не пропущу,

Всё в гнездо себе тащу.

Чернохвоста, белобока.

Догадались? Я – (Сорока ) (Выставляется картинка с изображением сороки )

Давайте с ней поиграем. Приготовьте руки.

Сорока- сорока Скрестив руки имитировать полет птицы

Кашу варила, По ладони левой руки проводить круговые движения

указательным пальцем правой руки .

Деток кормила. Поднять правую руку

Этому дала, Загибать пальцы по одному , начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

И этому дала,

А этому не дала –

Ты воды не носил, Грозить указательным пальцем левой руки мизинцу

Дров не рубил,

Кашу не варил

Нет тебе ничего.

Молодцы. Мы ее поселим у нас в природном уголке.

Публикации по теме:

Картотека пальчиковой гимнастики во второй младшей группе Картотека пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я.

«Сорока - белобока» конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [С] и [С’] и буква «С» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [с][сь]. Буква.

«Орешки для белочки» Воспитатель: Пономарева В. Н. Цель: развивать у детей сюжетно – игровой замысел; вызвать интерес к образу; закреплять.

Конспект занятия по рисованию «Сорока-белобока» Цель;Продолжать учить детей отличать одну птицу от другой,выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать.

Презентация «Жаворонки прилетите. Возрождение традиций празднования памяти Сорока мучеников Севастийских» Воспитатели МКДОУ детский сад № 83 Перетрухина Надежда Алексеевна и Савченко Елена Александровна. 22 марта Православная церковь отмечает.

План проведения сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «В гостях у Маши» План проведения сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе. «В гостях у Маши» Задачи: расширять представления детей о возможностях игры.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Сорока-белобока» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мальвинка» Развлечение для детей младшего возраста.


1."Ладушки"

1.1
Берут руки ребенка в свои и, хлопая
ими в ладоши, произносят:

- Ладушки, вы - ладушки.
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая "Попили? Поели?", берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

1.2
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.

1.3
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.

1.4
- Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.

1.5
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!

1.6
- Лады - лады - ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку.

1.7
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели кашку?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
- Чего на закуску?
- Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

1.8
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.

2.1
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.

2.2
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

3.
Курочка - потатурочка,
Кукушка - рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

4.
- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.

5.
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла -
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу - полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

6."Идет коза рогатая".
6.1
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!

6.2
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

6.3
Складывают пальцы руки в "козу" и, помахивая ею в такт, произносят:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

6.4
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

6.5
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

6.6
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.

7.1
Ритмично ребенка похлопывают по спинке, приговаривая:
- Что в горбочке?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем он клал?
- Ковшиком.
- А каким?
- Золотым.
- А выкладывал каким?
- Посеребряным

7.2
Приговаривают когда качают ребенка:
Что в горбу? - Денежки.
Кто наклал? - Дедушка.
Чем он клал? - Ковшиком.
Каким? - Золотым.

8.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? - Савин.
Где был? - Славил.
Что выславил? - Копейку
Что купил? - Конфетку.
С кем ел? - С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

9. "Сорока-ворона"

9.1
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

9.2
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

9.3
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.

9.4
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
- Сорока- сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!

9.5
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор -
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

9.6
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор -
Кашка, на стол,
Гости со двора -
Кашка со стола.

9.7
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

9.7
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

9.8
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор -
Каша на стол.
Гости со двора -
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

9.9
- Ворона, ворона,
Куда летала?
- Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

9.10
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

10.2
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!

10.3
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку - бух, а там - петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.

10.4
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку - бух!
А там - петух.

10.5
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку - бух,
А там петух.

10.6
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам -
Да бух!

10.7
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух - раздавили сорок мух!

11.
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!

Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.

12."Мальчик-пальчик"

12.1
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
- Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

12.2
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

13.
Поочередно загибая пальчики ребенка приговаривают:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот - наш малыш,
Наш малыш -... (называют имя).

14.
Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.